Резные богатыри у входа в Дзержиново
"И все вещи: письменный прибор из рабочего кабинета Феликса Эдмундовича, его телефон, книги, фотографии, письма — вдруг обрели для меня глубокий человеческий смысл. Появилось такое чувство, что тот, о чьей изумительной жизни они свидетельствуют, рядом, и слышно живое, теплое дыхание его...Ловлю себя на мысли, что мне все время хочется цитировать самого Дзержинского. Его дневники. Его письма. И делаю я это не из желания каким-либо образом облегчить свою журналистскую задачу, а из-за влюбленности в его личность, в слово, им сказанное, в мысли, им прочувствованные.
Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — "меч и пламя" пролетарской революции."
Светлана Алексиевич (будущий Нобелевский лауреат и "демократка"). Очерк "Меч и пламя революции".
Журнал Неман. №9 за 1977
В Дзержиново
Дзержиново было сожжено нацистами в 1943 году в ходе карательной операции "Герман" (Hermann).До этого немцы расстреляли в Ивенце Казимира - родного брата Феликса Дзержинского и его жену Люцию за помощь польским партизанам и участие в Ивенецком восстании.
Его родной брат Владислав, Władysław Dzierżyński, (1881-1942), известный в Польше профессор-невропатолог, один из организаторов университета в Екатеринославе, был также казнен немцами в Згеже, Польша за отказ сотрудничать с ними.
Поместье было восстановлено в 2004 году по решению 10-го заседания совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.
До восстановления в мемориальном комплексе было 48 валунов, по количеству лет прожитых Дзержинским. В 2007 году музей-усадьба "Дзержиново" получил поощрительный диплом Премии ФСБ в номинации "Изобразительное искусство" за создание высокохудожественной экспозиции, посвященной жизни и деятельности Ф.Э.Дзержинского.
Схема музея Дзержиново
Дзержиново - объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, шифр 1а1Е400644.Памятник Дзержинскому на плацу в Дзержиново
На этом плацу на день рождения Ф.Э. Дзержинского (11 сентября) торжественно принимают в ЧКисты, вручают удостоверения и личное оружие.Родился 30 августа 30 августа (11 сентября) 1877 года.
Родился Феликс в ночь под утро, его мать случайно провалилась в погреб и у нее начались схватки.
По семейному преданию, Феликс родился недоношенным. Мальчика, нарекли Феликсом, в переводе - Счастливым, так он выжил несмотря на травму, нанесенную плоду при падении матери в погреб, в который она, оступившись, упала и потеряла сознание. Ночью начались преждевременные роды.
Феликсу было пять лет, когда от чахотки умер отец и его мать в 32 года осталась с восемью детьми.
Семья была глубоко религиозной. И Феликс в детстве уверовал в Бога и даже мечтал о сане ксендза (католического священника).
Мать воспитывала детей в неприязни ко всему русскому, православному, в ненависти к России.
Поэтому Россию и русских Дзержинский ненавидел с детства, был русофобом, как многие "польские шляхтичи", в 1922 году он написал о своих детских годах: "Еще мальчиком я мечтал о шапке-невидимке и уничтожении всех москалей".
Эти детские мечты Феликса Дзержинского, которые он воплотил после революции, могли передаться ему от матери-шляхтенки.
В юности Дзержинский случайно застрелил из ружья свою сестру Ванду (по другой версии, из ружья стрелял его брат Станислав).
Последний раз Феликс приезжал в "родовое поместье Дзержиново" в сентябре 1917 года, когда в июле того же года в усадьбе был застрелен его брат Станислав.Из его письма племяннице: "Дзержиново сейчас разграблено и пусто. Бедный Стась пал жертвой трусости других. Знакомые давали ему на хранение ценности, грабители знали об этом. Знали также, что у него есть оружие и собака, и что он бы отразил всякое открытое нападение. Поэтому они применили хитрость. Попросили накормить ужином и дать ночлег, а потом убили его. Совершить грабеж не успели, так как горничная выскочила в окно, и ее брат, арендатор из пекарни, бросился на помощь".
Отец будущего первого руководителя ВЧК, был не только Эдмундом, но и Руфином (Руфимом). Эдмунд-Руфин Иосифович (дед Дзержинского – Иосиф) родился 15(27) мая 1838 года в городке Ошмяны Виленской губернии. Имя Эдмунд было после крещения.
Эдмунд-Руфин Дзержинский дослужился до чина надворного советника, что соответствовало воинскому званию подполковника и давало личное дворянство, которое не передавалось по наследству.Отец Дзержинского окончил в 1863 году физико-математический факультет Петербургского университета со степенью кандидата.
Эдмунд-Руфин Дзержинский был награждён орденом Св. Анны III степени в 1873 году.
Дзержинский-отец был учителем физики и математики в Мариинской женской гимназии (1868—1873) и Александровской мужской гимназии (1873—1875), и Антон Чехов был его учеником.
Хелена Игнатьевна Янушевская, жена Э.Дзержинского, рассказала как его подобрали на улице: "В наш дом Эдмунда привёл старый еврей-сапожник, шивший обувь для нашей семьи. Эдмунд случайно повстречался с ним на улице, когда после окончания Петербургского университета приехал в Вильно искать работу. Вакансий в виленских гимназиях не оказалось, и Эдмунд не знал, что же делать дальше".
Есть версия происхождения отца Дзержинского, что он родился в Таганроге или бежал туда после соблазнения несовершеннолетней дочери Янушевского, и носил фамилию Фрумкин, а стал Дзержинским, поселившись на хуторе Дзержиново, который подарил чете молодых его тесть Янушевский, заставив сменить фамилию. Это хорошо объясняется антисемитизмом поляков и их шляхты, внебрачный ребенок от еврея был бы позором.
Еще одна деталь - на могиле Дзержинского-отца нет креста, а у его детей кресты уже есть. Усадьба Дзержинского
Это "родовое имение" Дзержиново дает повод для размышлений.
Как могло Дзержиново достаться по наследству от Иосифа Дзержинского Эдмунду-Руфину четвертому по счету ребенку из десяти?
Легенда о кристально честном, гуманном, романтичном "Железном Феликсе", "рыцаре революции" была создана после его смерти в годы правления Сталина.
То, что основное мифотворчество про Дзержинского происходило именно в сталинское время указывают карты.
На картах, где должно быть поместье, нет никакого Дзержиново, есть Oziemblowo - на польских, Оземблово - на русских, первый топоним Дзержиново появился уже после смерти Феликса Дзержинского.
Фрагмент советской карты (РККА) 1922 года, где должно было быть Дзержиново
Карта РККА (N-35-78-A) ревизии марта месяца 1938 года всё ещё содержала топоним Оземблово, но Дзержиново на нем опять нет.Фрагмент польской карты 1926 года, где должно было быть Дзержиново
(Карта польского военного географического института). Поляки в отношении топонимов оказались и честнее, и оперативнее, в своей военной карте 1938 года (P33-S43-E) указали два топонима Dzierżynowo (Oziembƚowo)На карте Российской империи (3-верстка) был топоним Аземблово.
Озимбловские (Озембловские, Азембловские): фамилия происходит от местности
Фамилию можно записать в форме Оziębłowski или, в так званой асинхроничной форме - Oziembłowski, но это два варианта той самой фамилии (на территории бывшего СССР-несколько вариантов, трансформировавшихся в следствии правописания кириллицей , а также репрессивной политикой советских властей).Аналогично с похожими названиями местностей. Географический словарь Польського Королевства (т.VII, с.785) подает: "Oziembłów или Oziębłów, в документах Ozyabłów i Oziambłów, деревня и поместье, Опатовский уезд, волость и приход Модлибожице (Modliborzyce)". Словарь также показивает местность Оземблово (Oziembłowo), как шляхетский застенок на реке Уса (Usa), уезд Ошмяньский (сейчас Литва) есть вероятность, что название этой второй местности могло происходить от ее властителя (гипотеза до подтверждения). Словарь етимологичномотивационный категорически утверждает, что Озембловский происходит от назвы местности Оземблов (Oziębłów) и подает родственную фамилию Хозембловский (Hoziębłowski).
Происхождение фамилий от местности начало появляться в XV веке. Книга настоятеля краковского бискупства (Liber beneficiorum) упорядоченная Длугошем в 1470-1480 годах, показивает "…Мыдло, деревня где был костел, которой владели: Ян с Олесницы (герба Дебно), Петр Граматыка и Николай Озембловский (герба Остоя)… на четыре года, где сейчас осталось четире холопа". Деревня Мыдло расположена вблизи Оземблова - древней Сандомерской земли. Внимания заслуживает тот факт, что в XV в. имеющие такую же фамилию, не обязательно были родственниками, а иногда родные братья имели разные (от местности) фамилии, а также чужие особы, но выходцы с той самой местности могли иметь такую же фамилию. Николай Озембловский - г. Остоя, не был похоже родственным с жившим в то время наследником Оземблова - Завишей Озембловским - г. Сулима. Соклейнодники (т.е. особы того самого герба) творили своего рода кланы, о часто сильных родственных связях. Документы показывают, что Озембловские часто представлялись не только гербом Сулима и Остоя, но также Радван и Сухекомнаты. Озимбловские с Нижанкович в XVIII в. считали себя мещанами, но на сегодня нет никаких доказательств, до какого "клану" принадлежали, но устные предания гласят и вказывают на род Сулима.
Источник: http://www.oziemblowski.eu/nazwisko/index_R.htm
Фрагмент американской карты (4-AMS) 1954 года, где должно было быть Дзержиново
На карте - Ozemblovo. Присутствует уже забытый топоним - Молодечненская область, существовавшая с 20 сентября 1944 года по 20 января 1960 года.По крайней мере, из карт следует, что ни о каком "родовом поместьи Дзержинских", как утверждается в мифах, речи идти не может.
Охранная табличка для Дзержинского
Рэспублiка БеларусьГiсторыка-культурная
каштоўнасць
Помнік
Ф.Э.Дзяржынскаму
1877-1926 г.
Феликс с шести лет читал по-польски, с семи - по-русски и по-еврейски, учился плохо и в первом классе оставался на второй год.
В 1887-95 годах Дзержинский учился в одной гимназии с Юзефом Пилсудским.
Пилсудский отмечал про него, что "гимназист Дзержинский - серость, посредственность, без каких-либо ярких способностей".
Хорошо успевал Феликс только по одному предмету - Закону Божьему, мечтал стать католическим священником и вступить в орден иезуитов.
Из Виленской гимназии ушел из 8-го класса "по нежеланию остаться на второй год" обругав учителей "сволочами и мерзавцами".
В свидетельстве о незаконченном гимназическом образовании были двойки по русскому и греческому языкам, остальные предметы - тройки, одна четверка по Закону Божьему.
В юности Дзержинский приобщился к революционной деятельности через своих товарищей из БУНДа, был членом сионистских кружков, тайно развешивал в Вильно сионистские листовки.
Весной 1897 года "боёвка" Феликса искалечила железными прутьями не желавших бастовать группу рабочих, после чего он вынужден был бежать в Ковно (Каунас).
Из доноса жандармского полковника Вильненскому прокурору: "Как по своим взглядам, так и по своему поведению, личность в будущем очень опасная, способная на все преступления."
Был редактором журнала "Красный террор". Основанное им ведомство также выпускало: "Ежедневник ВЧК", "Красный меч".
Кроме прозвищ: Железный Феликс, ФД, у Дзержинского были партийные псевдонимы: Яцек, Якуб, Переплётчик, Франек, Астроном, Юзеф, Доманский.
Как сам Дзержинский писал в анкете: "Арестовывался в 1897, 1900, 1905, 1906, 1908 и 1912 годах, просидел всего 11 лет в тюрьме, в том числе на каторге (8 плюс 3), был три раза в ссылке, всегда бежал".
4 мая 1916 года Московская судебная палата приговорила Дзержинского к 16 годам каторжных работ, а в царском России к каторге приговаривались только убийцы.
Февральскую революцию Дзержинский встретил в Бутырской тюрьме, откуда 1 марта 1917 он вышел еле живым - сокамерники жестоко его избили за доносительство начальнику тюрьмы.
Всю жизнь писал по-русски с ошибками, русским владел плохо до тюремных посадок и говорил с сильным польским акцентом.
"Счастьем нашей революции было назначение председателем ВЧК Ф. Э. Дзержинского. Организация ВЧК и ее работа настолько тесно связаны с его именем, что нельзя говорить о них отдельно. Товарищ Дзержинский создал ВЧК, он ее организовал, он ее преобразовал. Волеустремленный человек немедленного действия не отступающий перед препятствиями, подчиняющий все интересам революции, забывающий себя, вот каким товарищ Дзержинский стоял долгие годы на этом посту, обрызганном кровью". ©
Историограф ВЧК Лацис
В 1926 году "железный Феликс" сделал признание: "Я вынес твердое убеждение о банкротстве нашей системы управления, базирующейся на всеобщем недоверии… Эту систему надо отбросить, она обречена".
"...У меня полная уверенность, что мы со всеми врагами справимся, если найдем и возьмем правильную линию в управлении на практике страной и хозяйством... Если не найдем этой линии и темпа — оппозиция наша будет расти, страна найдет тогда своего диктатора — похоронщика революции — какие бы красные перья ни были на его костюме..."
Дзержинскому принадлежит фраза - "чекистом может быть человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками".
Несостоявшийся католический священник в секретных приказах призывает перенимать приемы последователей Игнатия Лойолы: "Нужно всегда помнить приемы иезуитов, которые не шумели на всю площадь о своей работе и не выставляли напоказ, а были скрытными людьми, которые обо всем знали и умели только действовать..."
Агентурное направление - главное в работе ЧК у "железного Феликса": "Для приобретения секретных сотрудников необходима постоянная и продолжительная беседа с арестованными, а также их родственниками и знакомыми... Заинтересовать полной реабилитацией при наличии компрометирующего материала, добытого обысками и агентурными сведениями... Воспользоваться неладами в организации и ссорами между отдельными лицами... Заинтересовать материально".
Владислав Дзержинский застал революцию в Екатеринославе (теперь - Днепропетровск), по вечерам в компании друзей смеялся над большевиками и их попытками научить "каждую кухарку управлять государством". Феликс предупреждал брата, что если тот не укоротит свой язык, он расстреляет его первым из Екатеринославской "контрреволюционной банды".
Ф.Э. Дзержинский арестовал своего родного брата, в 1919 году, и революционная тройка приговорила его к расстрелу.
Спас Владислава случайно узнавший об этом приговоре Владимир Ильич Ленин, сказавший, что "это не хорошо, и даже как-то негуманно, расстреливать родного брата" и велевший его отпустить.
После смерти В.И. Ленина в январе 1924 года, Владислав Дзержинский, сбежал с семьёй в Варшаву, от своего брата, понимая, что теперь Феликс до него доберется.
В Варшаве Владислав стал профессором-невропатологом Варшавского университета.
Сестра Дзержинского Ядвига, (1879-1949), жила в Москве, работала в Наркомате путей сообщения, была репрессирована, похоронена на Новодевичьем кладбище.
Дзержинский допрашивал Николая Александровича Бердяева, (1874-1948), русского философа-идеалиста, который оставил его описание: "Дзержинский произвел на меня впечатление человека вполне убежденного и искреннего. Думаю, что он не был плохим человеком и даже по природе не был человеком жестоким. Это был фанатик. По его глазам он производил впечатление человека одержимого. В нем было что-то жуткое... В прошлом он хотел стать католическим монахом и свою веру перенес на коммунизм".
Дзержинскому не удалось стать католическим священником или монахом, и он возненавидел всё, что связано с Богом.
Цитата из его письма сестре: "Я ксендзов проклинаю, я ненавижу их… Я борюсь с ними не на жизнь, а на смерть, и поэтому никогда не пиши мне о религии, о католицизме, ибо от меня услышишь лишь богохульство…"
Процитирую выступление Сталина И.В. 2 июня 1937 года на расширенном заседании Военного совета при Наркоме обороны СССР: "Дзержинский голосовал за Троцкого, не только голосовал, а открыто Троцкого поддерживал при Ленине против Ленина. Вы это знаете? Он не был человеком, который мог бы оставаться пассивным в чем-либо. Это был очень активный троцкист, и весь ГПУ он хотел поднять на защиту Троцкого. Это ему не удалось".
Дзержинский умер своей смертью 20 июля 1926 года в 16 часов 40 минут в своей кремлевской квартире.
Или, по некоторым данным, был отравлен Сталиным.
Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены
Дзержинский являлся одним из создателей общества "Динамо".
Ф.Э. Дзержинский был женат на Софье Сигизмундовне Мушкат (1882-1962). Софья была профессиональной революционеркой, его соратницей. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
У Софьи и Феликса был сын Ян (1911-1960), родившийся в Варшавской тюрьме.
Младший брат Феликса, Игнатий, был учителем географии в школе, жил в Польше.
Любимая сестра Феликса, Альдона, прожила 97 лет. До 1945 года работала в Вильне, в 1945 переехала в Польшу, где и умерла в 1966 году.
Другие варыянты названий местечка: Дзяржынава, Дзержиново, Dzierżynów, Dziaržynava, Dzierżynowo, Dzierzynowo, Dzierzynow, Dzerzhynovo, Dzierzhinovo, Dzierzynov, Аземблава, Аземблово, Оземблово, Ozemblovo, Oziemblowo, Oziembƚowo.
Справедливости ради надо отметить, что на польской карте 1:25000 P33-S43-E, издания 1938 года (по российской съёмке 1908 года) черным по белому написано: Fw. Dzierzynowo (Oziembłowo). Наверное чекистские агенты проникли в WIG и подделали надпись спецом чтоб подтвердить шляхетность ФеликсЭдмундыча )))))
ReplyDeleteА так-то интересно написано, спасибо)))
Чекистские агенты были перевербованы польской Дефензивой и отправлены назад в Москву, где на картах Генштаба РРКА марта 1938 года сделали только одну надпись - "Оземблово"
Delete