В окрестностях было три деревени-Липы: Великая Липа, Высокая Липа и Саска Липа.
Ворота в церковь Покрова в Великой Липе
Дата постройки храма неизвестна, впервые он упоминается в описи деревни в 1773 году, еще за 20 лет до российской оккупации. В начале девяностых годов в церкви начали отправлять службы.Часовня-усыпальница в Великой Липе
Над дверями часовни надпись на латыни: "Memoriae justorum", в переводе - "Просто память".К этому объекту поспешил примазаться "Народный каталог православной архитектуры":
Великая Липа. Неизвестная часовня-усыпальница
Апологеты московской православной церкви "ничтоже сумняшеся", что здания построены в стиле барокко, характерным для униатских или католических храмов и надписи на святилище на латинском, что также не в церковной византийской традиции.
В этой местности находились в свое время владения разных небольших шляхетских родов: Пацевичей, Сачкевичей, Стецкевичей.
Усадебный дом в Великой Липе. Фото около 1914 года
Герб Радзивиллов
Радзивиллы
В 1528 году приобретает в Липе первые владения Анна Радзивилл из рода Кишек, вдова виленского воеводы Яна Радзивилла по прозвищу Бородач.
В 1558 году Николай Радзивилл по прозвищу Чёрный, сын Яна и Анны, получил во временное, а затем и в постоянное владение от Николая Глебовича двор в Липах.
Сын Николая Радзивилла Чёрного, известный как Николай Радзивилл Сиротка, окончательно скупил все земли в округе в шестидесятых-семидесятых годах 16 века и на знаменитой первой достоверной карте Великого княжества Литовского, изданной в Амстердаме в 1613 году на средства Николая Радзивилла Сиротки, Великая Липа была обозначена частью Несвижской ординации Радзивиллов.
Герб Обуховичей
Обуховичи
Великая Липа, окруженная со всех сторон радзивилловскими владениями, принадлежала к роду Обуховичей, где они создали свое родовое имение.Род Обуховичей герба Ясеньчик, происходил из Волыни, переселился в Беларусь, сначала в Мозырь, а в конце 16 века в Новогрудок.
Первым владельцем этого имения был Филипп Казимир Обухович, с 1649 года - писарь ВКЛ смоленский и витебский воевода с 1653 года.
При обороне Смоленска в 1654 году с гарнизоном в 6 тысяч, сдал город московитам после четырехмесячной осады армией в 60 тысяч, напрасно ожидая помощи войск Речи Посполитой.
Цыприан Камуняка, шляхтич смоленского воеводства, написал по тем событиям "Послание к Обуховичу":
"Лепей было, пане Филиппе, сядзець тебе у Липе. Увалявся есь в великую славу, як свиня у грась, горш то ся стало, коли хто упадзе у новом кожусе у густое болото, у злом разуменю, у обмовах людзких и у срамоти седзиць, як дзяцел у дупли."
Возглавлял посольство в Венгрии и Москве. Умер в 1656 году.
Филипп Казимир Обухович известен своим произведением "Дневник" или "Дыярыюш", в котором он записал многие исторические события Речи Посполитой тридцатых-пятидесятых годов XVII века.
Великая Липа. Усадьба Обуховичей
Во времена Казимира Обуховича Липе застраивается первыми кирпичными постройками и были созданы насыпи оборонительных усадебных валов, дошедшие до наших дней.Флигель в усадьбе Обуховичей
Усадьба Обуховичей. Руины. Подвал
Липское имение Обуховичей было майоратом (родовым поместьем) и передавалось строго по наследству от Казимира Обуховича - сыну Теодором Иеронимом (1643 - 1707), далее его внуку Игнатию, правнуку Иосифом (умер в 1796 году) и праправнуку Михалу (1760 - 1826).Михал Обухович был каштеляном минским и участвовал в восстании Тадеуша Костюшки в 1794 году. Фото сделано 24 апреля 2011
Вход в подземное хранилище на месте бывшей усадьбы Обуховичей
Wielka Lipa. Manor of Obuchowicz. Brewery
Пивоварня Обуховичей в Великой Липе.Сейчас на месте усадьбы зерновой и животноводческие комплексы.
Разруха и запустение
Последствия "Великого эксперимента" и оккупации Советской Россией. Западную и Восточную Беларусь воссоединили. А пивоварне тут уже не быть.Wielka Lipa. Livestock complex
Животноводческий комплекс в Великой ЛипеWielka Lipa. Manor of Obuchowicz. Stables
Конюшня Обуховичей в Великой Липе.Брама-конюшня была построена в конце XIX — начале XX веков. Изначально это были ворота в усадьбу. Потом, при Советах вторую стену заложили.
Сторожка в усадьбе Обуховичей
На окнах висели занавески, к полуразрушенному, аварийному зданию было подведено электричество.Stables. Entrance
Вход в конюшню Обуховичей в Великой Липе.Над входами в конюшню изящные лепнины - рыцари в стиле ампир. Эти рыцари - часть фамильного герба Обуховичей.
Внутри конюшни Обуховичей
Солома не сгнила, лошади были совсем недавно.Wielka Lipa. Manor of Obuchowicz. Barn
Амбар Обуховичей в Великой Липе.Фото сделаны 16 и 24 апреля.
Построен в XIX — начале XX веков.
Хозяйственная постройка
Внутри хозпостройки
Бредет одинокая старуха по своим нуждам.
Фото сделано 24 апреля 2011
Другие варианты названий местности: Вялікая Ліпа, Великая Липа, Вяліка Ліпа, Wielka Lipa, Vialikaja Lipa, Wielkie Lipa.
Людмила Иосифовна Майсеня — белорусский математик и педагог, заведующая кафедрой физико-математических дисциплин Института информационных технологий БГУИР, кандидат физико-математических наук, доцент, докторант Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка. родилась 2 мая 1955 в селе Великая Липа Несвижского района, БССР.
В двухэтажном флигеле раньше размещалась школа, в ней учились мои мама и тетя (50-6-е гг.)
ReplyDeleteЦерковь изначально строилась как католический храм, поэтому она даже ориентирована иначе. не могу гарантировать, но старожилы Великой Липы вспоминали, что вроде бы она даже была освящена по католическому обряду, в потом ее переосвятили по православному.
После присоединения этой территории к Советской России (после 17 сентября 1939 года) местные комсомольцы решили разрушить храм, начали с колокольни, для разрушения которой даже подогнали тракторы. Моему деду - Грушнику Федору - было предложено сжечь в печке коровника церковные иконы, но он отказался. Многие иконы были разобраны местными жителями по домам и припрятаны, часть из них потом вернулась в храм после реконструкции.
реконструировать и восстанавливать храм начали жители деревни, одним из организаторов был мой дед. Жители собирали деньги, дед сам неоднократно ездил в епархию, в Минск, на встречи с руководством белорусской православной церкви. Слава Богу, дед и бабушка дожили до освящения храма и даже успели посетить несколько служб.
Я люблю читать подобный идиотизм . А ваша мама не рассказывала вам, как местные попы шастали по бабам,как по пьяни потеряли серебрянный крест на пасху, и главное никто не жалавался по этим повадам ни в парт.огганы ни в Синод.Почти все иконы хранились в моей семье и все отпевания производились моей семьей, а мой дед по материнской линии был сторожем этой церкви.
ReplyDeleteМнеого ложного пафоса
ReplyDelete