Saturday, November 27, 2010

Lahojsk, Tyszkiewicz manor-place

Логойск

Герб Логойска Лагойск, сядзіба Тышкевічаў
Поездки была 27 ноября 2010 года и 3 апреля 2011 года. Город расположился на реке Гайне, 40 км на север от Минска.

"Поучение" Владимира Мономаха:
"Пожог землю и, повоевав до Лукомля и до Логожьска, та на Дръютъск воюя".
Это первое упоминание Логойска в 1078 году под названием "Логожск".
С 12 века Логожск - центр Логожского княжества.
С 13 века Логойск входит в состав Великого Княжества Литовского.
В 1505 году, во время войны с Крымским ханством, город был захвачен татарами, разграблен и сожжён.
Во время Северной войны 1700—1721 годов был захвачен шведскими войсками и тогда же был разрушен Логойский замок.
На месте Логойского замка в 1765 году был построен монастырь Базилианского ордена.
В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1793 году, оказался в составе земель оккупированных Российской империей.
В 19 веке Логойск имел статус местечка.
В 1897 году становится центром волости Борисовского повета.
С 1924 года - центр Логойского района, городской посёлок.
В 1998 году присвоен статус города.
В разное время он являлся владением Ягайло, Скригайло, Витовта, князей Чартарыйских, а также графов Тышкевичей.

Вход в ботанический сад в Логойске

Вход в ботанический сад в ЛогойскеВход в ботанический сад в Логойске
Парк закладывался одновременно со строительством дворца в 1814–1819 годах Пием Тышкевичем. Занимал парк площадь полтора гектара. Ландшафт парка определили особенности территории, здесь когда-то был городской детинец эпохи Киевской Руси (XI–XII веков): городской вал, который возвышался на высокой, до 25 метров над поймой реки Гана и рва, в прошлом глубиной до 4–5 метров и шириной до 16–18 метров.
Вал и ров полукольцом окружали замковый двор.

Логойск. Пруд в ботаническом саду

Логойск. Пруд в ботаническом саду

Логойск. Ботанический сад. Перекрученное дерево

Логойск. Ботанический сад. Перекрученное деревоЛогойск. Ботанический сад. Перекрученное дерево

Логойск. Усадьба Тышкевичей

Фамильный герб Тышкевичей

Развалины усадьбы Тышкевичей

В 1531 году Логойск как приданое достается Василию Тишкевичу.
Спустя 38 лет, Тишкевич, к тому времени уже не безвестный сын киевского боярина Тишки Калениковича, а воевода подляшский и смоленский, выгодно женился на одной из Чарторыйских, получает от короля Жыгимонта Августа титул графа "на Логойске и Бердичеве", и местечко Логойск становится одной из основных резиденций магнатского рода.
Тишкевич, окатоличившись и полонизировавшись, поменял вторую букву в фамилии с "и" на "ы".
Тышкевичи построили здесь дворец в 1814-19 гг. на месте каменного замка, разрушенного шведами в 1708 году.
До каменного замка Тышкевичей здесь стоял деревянный замок Чарторыйских.
А до Чарторыйских рядом было просто укрепленное поселение, появившееся на высоком правом берегу Гайны у дороги из Минска в Динабург, от которого остался высокий вал.
Дворец Тышкевичей был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Из руин уцелело всего две стены одного из флигелей.

Изображение дворца Наполеоном Ордой

Изображение дворца Наполеоном Ордой
Братья Константин и Евстафий Тышкевичи - основатели первого в Беларуси исторического музея древностей, открытого в родовом имении в Логойске в 1842 году для широкой публики. Логойский музей древностей занимал две или три залы дворца, его коллекция послужила основой при создании в 1855 году Виленского археологического музея.
Значимость музея оценили такие известные личности как Ю. Крашевский, К. Тизенгауз, М. Балинский.
Описание музея этнографом П. М. Шпилевским, посетившим Логойскую усадьбу Тышкевичей в 50-е годы XIX века:
В настоящее время книг считается до 3000 томов избранных сочинений, больше на польском и французском языках, из которых около 500 древних, и несколько рукописей, автографов и грамот. Медалей и монет хранится 1140 штук, большею частью относящихся к польской истории. Из предметов редкостей в архиве заслуживают внимания: церковный крест времён Сигизмунда І, два старых меча с позолоченными изображениями Стефана Батория, знамя, отнятое у шведов Стефаном Чернецким и шпага (сабля) Петра Великого. Из предметов искусств и художеств замечательны: 200 картин итальянской живописи, частью копий, частью оригинальных произведений Рима, Флоренции и Неаполя, 48 копий барельефов греческого Пантенона, несколько медалей с грудными изображениями и бюсты — работы известного любителя-скульптора, новогрудского помещика Рафаила Слизеня, 220 гравированных медных блях литовской работы XVII века, составляющих важный материал для изучения истории гравирования в Древней Литве, наконец, собрание древних этрусских ваз из числа найденных в Помпее и Геркуланоме.

Логойск. Амбар-ледовня Тышкевичей

Логойск. Амбар-ледовня Тышкевичей

Arched bridge in the Tyszkiewicz estate

Lohojsk. Arched bridge in the Tyszkiewicz estate
Логойск. Арочный мост в усадьбе Тышкевичей

Логойск. Развалины дворца Тышкевичей

Логойск. Развалины дворца ТышкевичейЛогойск. Развалины дворца Тышкевичей
Построен в 1819 году. Разрушен в Великую отечественную войну.

Логойск. Снегирь в парке Тышкевичей

Логойск. Снегирь в парке Тышкевичей
В Логойске впервые в жизни я увидел вживую снегиря. Ему уже пора было улетать на Север.

Дом прислуги Тышкевичей

Łohojsk. Tyszkiewicz manor household houseŁohojsk. Tyszkiewicz manor household house

Логойск. Амбар-ледовня Тышкевичей

Логойск. Амбар-ледовня ТышкевичейЛогойск. Амбар-ледовня Тышкевичей


Логойск

Логойск. Развалины башни

Логойск. Развалины башни

Логойск. Универсамы

Логойск. Универсам Логойский пассажЛогойск. Универсам Замковый

Lahojsk. Catholic church of St. Casimir in autumn

Catholic church of St. Casimir in autumn

Lahojsk. Catholic church of St. Casimir in autumn
Костел Святого Казимира осенью.
Перестроен в 1999 году. Это - четвертая постройка, костёл основан в 1604 году.
Фото сделано 27 ноября 2011 года.

Сatholic church of St. Casimir in spring

Lahojsk. Catholic church of St. Casimir in springLahojsk. Catholic church of St. Casimir in spring
Łahojsk. Švento Kazimiero church
Костел весной.
Фото 3 апреля 2011 года.
Костел Святого Казимира
Так он выглядел раньше, когда был построен в 1787-93 годах, на деньги Тышкевичей.

Lahojsk. Orthodox church of St. Nicholas

Lahojsk. Orthodox church of St. Nicholas
Логойск. Церковь Святого Николая Чудотворца
Фото сделано 3 апреля 2011 года.
г. Логойск, Советская ул., 10.
Строился в 1845 году.
За последние годы московская РПЦ уже успела испортить памятник архитектуры и водрузить свои луковицы на христианский храм.
Этот процесс белорусы уже называли "цыбулізацыя" (луковизация).

Логойск. Пожарная часть

Логойск. Пожарная часть
На фоне - церковь Святого Николая

Логойск. Улица Харченко

Логойск. Улица Харченко

Логойск. Улица Советская Аптека №6

Логойск. Улица Советская Аптека №6

Логойск. Река Гайна. Лебеди

Логойск. Река Гайна. Лебеди

Развенчание государственных мифов

Логойск. Срач в историческом месте
Я решил публиковать подобные фото, чтобы развеять несколько мифов o Беларуси:
До Логойской милиции, дай бог, чтобы сто метров было, это - фактически у них под носом.

Это - место "детинца", откуда и пошел Логойск, потом это - графский парк, историческое место.
Теперь - место выпивох и свалка.

Возможные названия городка: Лагойск, Логойск, Łohojsk, Łahojsk, Logoysk, Lohojsk, Logoisk, Lahoisk, Logojsk, Lahojsk.

Sunday, November 14, 2010

Прылукі, сядзіба Чапскага

Поездки были 14 ноября 2010 года и 24 апреля 2011 года.

Прилуки - одно из имений графов Чапских под Минском.

Село Прилуки расположено на берегу реки Птичь на юг от Минска.

Пейзаж в Прилуках

Пейзаж в Прилуках
Село известно с 1567 года.

В то время в нем находилась первая почтовая станция на пути из Минска в Новогрудок.

В 1635 году Анна Статкевич, урождённая Огинская, по протекции и с благословения киевского митрополита Петра Могилы тут был основан мужской православный монастырь, который просуществовал более ста лет. Это было двухэтажное каменное здание, больше похожее на замок, которое называли "каменным домом".

Акварель Наполеона Орды, выполненная в 1876 году

Акварель Наполеона Орды, выполненная в 1876 году В 1740 году по неким загадочным обстоятельствам замок разрушился и новые владельцы усадьбы Ивановские перестроили монастырь в замок.

Это стало вотчиной князей Огинских.

В это время появляется легенда о жившем там привидении. Эта история попала в балладу о "зачарованном замке" польского поэта Антона Эдварда Одынца.

В 1815 году от Ивановских по женской линии Прилуки перешли к Франтишку Ошторпу, минскому губернскому маршалку шляхты, а после того, как тот утонул в Свислочи в 1851 году, к его зятю агроному Антону Горватту.

В 1851 году Антон Горватт перестроил "зачарованный замок" в романтический дворец неоготического стиля.

Здесь был заложен парк на основе террасной композиции, что характерно для Италии в эпохи барокко, но для Беларуси - редкость, встречаются вековые липы и клены, серебристые итальянские тополя.

Была построена большая оранжерея с розарием, башня с часами.

Была в Прилуках когда-то водяная мельница, был и пруд с лебедями, мраморная лестница и целый комплекс хозяйственных построек.

Фамильный герб Гуттен-Чапского

Фамильный герб Гуттен-Чапского

С 1872 года дворец в Прилуках - одна из резиденций графа Эмерика Захарьяша Николая Северина фон Гуттен-Чапского (1828-1896), владевшего обширными землями к юго-западу от Минска.

Еще одна его усадьба располагалась в Станьково под Койдановым-Дзержинском.

Семья Чапских

Семья Чапских Станьковское имение Эмерик Чапский презентовал старшему сыну Каролю (жил 1860 - 1904) Младшему, Ежи (жил 1861 - 1930), предводителю губернского дворянства и главе обществ сельского хозяйства и Красного Креста, выделил Прилуки.

Во время оккупации СССР Западной Беларуси, Иосиф Чапский, среди польских офицеров, попал в 1939 году в Старобельский концентрационный лагерь.

Ворота в усадьбу графа Чапского

Прилуки. Ворота в усадьбу графа Чапского
Большевики после оккупации Беларуси Советской Россией не сильно надругались над фольварком, просто сделали в нем санаторий ЦК КПБ (Коммунистическая Партия Белоруссии).

На съемках фильма "Лесная быль"

На съемках фильма Лесная быль Здесь режиссеру Таричу позволили снять в 1926 году в нем "первый белорусский национальный фильм "Лесная быль".
В фильме снялись и сыграли самих себя руководители БССР: Адамович, Кнорин и Червяков, которые в годы гражданской войны возглавляли штаб партизанского движения.

Аллея к дому графа Чапского

Прилуки. Аллея к дому графа Чапского

Место для любителей культурного отдыха в Прилуках, усадьбе Чапского

Культурный отдых
Все усеяно семечками. Снято 24 апреля 2011 года.

Сросшая осина

Прилуки. Парк у усадьбы Чапского. Сросшая осина

Прилуки. Дворец Чапских

Прилуки. Дворец Чапских
Это - самое воруемое фото в моем блоге. Пришлось ставить водяной знак.
Дворец построен в XIX веке.
Прилуки. Дворец Чапских
Во время Второй мировой войны здесь располагался загородный дом Вильгельма Кубе - гауляйтера Беларуси. Дворец превратили в руины в конце Великой Отечественной войны.

Прилуки. Задний двор усадьбы Чапского

Прилуки. Задний двор усадьбы Чапского
И, возможно, снесли бы окончательно бренные останки стен дворца в Прилуках после окончания войны, не проникнись Циля Гандельман, приехавшая в Прилуки руководить Минской опытной станцией по борьбе с колорадским жуком, раком картофеля и нематодами Всесоюзного института защиты растений, магическим очарованием имения.

Гандельман и задумала восстановить прекрасное имение.

В 1961 году как раз понадобилось помещение для размещения Минской опытной станции по борьбе с колорадским жуком, нематодой и раком картофеля Всесоюзного НИИ защиты растений, который с тех пор и поддерживает здание и окружающие его постройки в пристойном состоянии и начал отстройку разрушенных зданий дома: для рабочих, пивоварни Чапского и дома управляющего имением.

Стараниями ученых усадьбе и вернули былой облик.
Сейчас это - РУП "Институт защиты растений", входит в состав РУП "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по земледелию"

Задний двор усадьбы

Прилуки. Задний двор усадьбы Чапского
Снял, чтобы показать БССР-овскую покахуху!
Вертикально поляризованный волновой канал на усадьбе ЧапскихВертикально поляризованный волновой канал на усадьбе Чапских

Каретная Чапских

Прилуки. Каретная Чапских
Из бывших панских хозпостроек не пустует только каретная Чапских - сейчас в ней Дом народного творчества, где представлена выставка художественной вышивки.

Снова свалка мусора

Прилуки. Вездесущий срач
Снято рядом с каретным двором Чапских.

Свалка буквально в десяти метрах от дома народного творчества.

Estate of Czapski. Barn and cold store

Pryluki village. Estate of Czapski. Barn and cold store
Прилуки. Амбар-ледовня

Табличка на амбаре-ледовне

Рэспублiка Беларусь. Гiсторыка-культурная каштоўнасць. Помнiк прыроды рэспублiканскага значення. Амбар. Другая палова XIX стагоддзя. Прычыненне шкоды караецца па закону "Рэспублiка Беларусь. Гiсторыка-культурная каштоўнасць. Помнiк прыроды рэспублiканскага значення. Амбар. Другая палова XIX стагоддзя. Прычыненне шкоды караецца па закону"
Прилуки. Амбар-ледовня
Кроме Огинских, в имении жили и представители разных известных фамилий: Ивановские и Вишневецкие.
Здесь бывал Михаил Клеофас Огинский, автор знаменитого полонеза, так как Прилуки принадлежали его дяде.
Прилуки. Амбар-ледовня
С Вишневецкими связан самый мистический период в жизни Прилук и дворца.
По легенде последний из этого рода Вишневецких - Томаш коллекционировал мумии своих врагов и выставлял забальзамированные трупы в стеклянных гробах на всеобщее обозрение.
Это, может, и сочинили крестьяне, чтобы выставить своенравного пана Томаша еще более жестоким, тем не менее, при Томаше Вишневецком близ усадьбы и появилась неизвестная могила.
И рядом с ней часто видели призрак посмевшей изменить мужу и потом пропавшей пани Сесилии.
Прилуки. Пивоварня и дом управляющего имением Чапского
Не сиделось на том свете и Фердинанту Вишневецкому, который частенько покидал фамильный склеп, и если двери дворца не были заперты, проникал внутрь и ходил по галереям и коридорам, что скрипели половицы да слышался стук болтающейся сабли.

Barn, cold store and house of workers

Pryluki village. Estate of Czapski. Barn, cold store and house of workers
Прилуки. Амбар-ледовня и дом работников

Pryluki village. Estate of Czapski. Brewery

Pryluki village. Estate of Czapski. Brewery
Прилуки. Пивоварня Чапского

Pryluki village. Estate of Czapski. Estate manager's house

Pryluki village. Estate of Czapski. Estate manager's house
Прилуки. Дом управляющего имением Чапского
Еще одна поездка была 24 апреля 2011 года.

В этот день совпали Пасхи у католиков и православных.

Прилуки, усадьба Чапского, задний двор

Прилуки. Задний двор усадьбы Чапских
Семейка аборигенов, воспользовавшись выходным и солнечным днем, "затарившись", вышла "культурно отдохнуть" на ступеньки графского дома.
Возможные варианты названий места: Прылукі, Прилуки, Przyłuki, Pryłuki, Priluki, Priłuki, Priługi, Pryluki.

Еще о Чапских:
Фольварк Чапских в Новоселках
Станьково, усадьба Чапского
Электростанция Чапского в Менске
Дубрава Чапского
Шикотовичи, фольварк Чапских

Friday, November 5, 2010

Ilya of Murom, Ильи Муромец родом... из Беларуси

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, где и когда стали складываться былины об Илье, существовал ли исторический прототип былинного богатыря.

Многие ученые вслед за Орестом Миллером и Ф.И. Буслаевым считают, что Илья из города Мурома - это обобщенный поэтический образ, не имеющий в своей основе какого-либо одного конкретного исторического прототипа. Эта точка зрения стала итогом многократных попыток найти более конкретное толкование, пишут "Аргументы и факты".

Не Муром, а Мир

Однако история знает случаи, когда упорное желание истолковать древний эпос буквально приводило к успеху. Именно так в 1873 году Генрих Шлиман раскопал Трою.

Николай Чубрик из Минска пытается повторить успех Шлимана на поприще русского эпоса. Он тоже бизнесмен, а не учёный, и былинами занялся неожиданно для себя, пытаясь докопаться до происхождения названия родной деревни Забердово. "Раскопки" завели далеко. Он убеждён, что родиной русского богатыря является белорусское село Карчёва и г.п. Мир.

Давно установлено, что предание об Илье, так хорошо известное в XVI веке в Киеве и Беларуси, в российской глубинке появилось гораздо позже. Письменное же упоминание о богатыре впервые появилось в 1574 г. в письме Кмиты Чернобыльского - старосты белорусского города Орши. Да и зовётся богатырь в древних текстах не Муромцем, а Муравцем, Моровлиным, Муравлениным. Поэтому делались настойчивые попытки привязать былину к городу Карачеву у Брянска и селу Моровску в Украине. Однако и здесь не сложилось. Далеко они друг от друга, а Моровск слишком близок к Киеву, чтобы поездка могла стать героической.

Новогород-Чернигов

С Троей было все похоже. Вот и Николай Чубрик взялся толковать былину буквально. Он предложил изменить в тексте лишь полслова и рассматривать не "город Чернигов", а "Новогород-Чернигов", т.е. столицу Черной Руси Новогородок, нынешний Новогрудок. От села Карчёва до Новогрудка «три скока лошади», как и написано в былине, до Киева - как раз 500 верст. Что удивительно, так это магическая сила этой простой гипотезы. Все дальнейшие детали похода из неё следуют автоматически. То, что невозможно было объяснить во всех иных вариантах, здесь объясняется легко и естественно. Это как некий морской узел, который только запутывался от всех попыток его развязать, а когда дёрнули за "правильную" ниточку, сам рассыпался.

Исследователь нарисовал карту с маршрутами движения героя. Действительно, "прямоезжая" дорожка из Чернигова в Киев через Брянск и Смоленск выглядит совершенно нереально. Как же в этом случае должна выглядеть дорожка "кружная"?. И что за "грязи великие" нашёл богатырь под Cмоленском, двигаясь, вообще-то, в Киев. Перебор вариантов Муром, Моровск или Моравия здесь ничего не меняет, пожалуй, только усугубляет. Ведь из Моравии в Чернигов ехать нужно… через Киев?!

Полесье - "великая грязь"

Правда, кроме Чернигова есть и другие варианты былины. Часто упоминают город Себеж и даже легендарный Китеж, но и тот маршрут на карте выглядит не лучше.

А ведь единственные достойные упоминания в былине грязи - это Полесье. На пути из Новогрудка в Киев эти болота ни обойти, ни объехать. Чернигов и Себеж находятся рядом с белорусскими землями. И упомянут богатырь впервые именно у нас. Почему же здесь не искали? Если же допустить, что богатырь едет из Новогрудка, то все становится на свои места. Илья едет через некие леса "Брынские", у "берёзы покляпой" и "славного креста Леванидова". Эти детали вообще иначе как эпосом не объясняют. В белорусском варианте "детали эпоса" находятся на карте. Объезжать Полесье далеко, да и в чужие земли вторгаться не следует. Поэтому Полесье лучше форсировать в самом узком месте, у... города Берёзы. Путь Илья идёт через "Кобрынскую" (по тексту былины - Брынкскую) пущу, петляя по холмам в болотах. Поэтому Берёза и названа "покляпой", значит кривой. Рядом с ней должен быть крест Леванидов. А это соседнее село Лявошки, у которого три рукава реки Ясельды стекаются в один. Нерукотворный крест прямо на пути богатыря, как же его не вспомнить в былине! А ещё русские богатыри истово защищают "калинов мост". Этот сюжет во многие сказки вошёл. Николай показывает на карту. Стратегическая переправа через топи в Калинковичах. По-другому враг здесь не пройдёт. Кто владеет переправой, тот контролирует ситуацию.

Но кто же может рваться в Киев с севера? А тот, кто штурмовал "Новогород-чернигов" и позже захватил всю Чёрную Русь. Это вовсе не татары, это язычники литовцы. Там три царевича упомянуты. Не татар же царевичами величают. К ним другие имена применяли.

Не татарин - балт

Белорусской след можно найти и в других легендах. Например, в былине об Идолище поганом. Считается, что Идолище - это татарин. Ну с чего татарина идолищем звать. Это характеристика язычника, поклоняющегося идолам. Русь приняла христианство, а Литва отвергла. Можно только представить, какие споры с обвинениями друг друга в бесовстве тогда велись!

Так значит - Мир и Карчёво? Но ведь говорят, мы с Литвой добровольно соединились, даже утверждают, что летописная Литва это и есть наши земли. А краевед-энтузиаст предъявляет доказательства обратного. В былине о "двух ливиках" племянники литовского "чимбаль-короля" идут тайком от дяди "русские земли пограбить, мужичков повырезать да церкви сжечь". И жгут следующие сёла: Славское, Переславское, Карачево, Красное и "наилучшее село Косоулицы". Потом их некий князь Роман Дмитриевич (он часто упоминается в былинах) настигает. Село Красное есть возле Кореличей, Славково у Несвижа, на обратном пути находятся Карчёва возле Городища и Косичи возле Свитязи. А в Новогрудке в то время сидел князь Роман Данилович. От Литвы до Несвижа 150 вёрст, а вот, к примеру, до города Карачева (возле Курска) - 600, а к селу Карачарову возле Мурома - вся тысяча. Так ведь они тайком от князя "Чимбаля" ходили. Не за 600 же вёрст. А кто же этот загадочный "Чимбаль"? Вероятно, Рингольд - отец Миндовга.

Вещий камень

А ещё есть былина о битве Ильи с сыном Сокольником. Илья когда-то "прижил" сына у камня Латыря. Тот вырос и едет сжечь Киев и церкви "на дым пустить". С ним никто справиться не может, и только Илья с трудом поверг на землю противника, в котором он и узнаёт своего сына. Почему же сын Ильи едет церкви жечь? А всё просто. Он вырос в Черной Руси у князя Миндовга. Он язычник и служит Литве. Русь ему чужая. Выходит, что камень-Латырь, упоминаемый в былине, находится в Черной Руси. А это тот самый "камень камням отец" из древних славянских легенд. Согласно им, камень находится в центре мира, и на нем стоит мировое древо. Значит легендарный камень-Латырь найден в Беларуси?

Улыбаясь, Николай отвечает:

- Это я Илью Муромца через камень-Латырь нашёл, а не наоборот. Камень-то вещий. Он многое открывает. Вот Китеж-град упоминался, а это калька с нашего Свитязь-града. Этот легендарный город рядом с Новогрудком был. Помните, кто на него напал? Рядом с деревней Карчёва лежит в лесу знаменитый "камень филаретов". Причём со стороны деревни Литаровщина. Вам слово "Латырь" в этом названии не слышно? Там целый букет языческих названий в топонимике. Только это уже другая история.

Получается, наши земли и есть самое сердце летописной Руси?

Источников несколько.