Friday, November 5, 2010

Ilya of Murom, Ильи Муромец родом... из Беларуси

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, где и когда стали складываться былины об Илье, существовал ли исторический прототип былинного богатыря.

Многие ученые вслед за Орестом Миллером и Ф.И. Буслаевым считают, что Илья из города Мурома - это обобщенный поэтический образ, не имеющий в своей основе какого-либо одного конкретного исторического прототипа. Эта точка зрения стала итогом многократных попыток найти более конкретное толкование, пишут "Аргументы и факты".

Не Муром, а Мир

Однако история знает случаи, когда упорное желание истолковать древний эпос буквально приводило к успеху. Именно так в 1873 году Генрих Шлиман раскопал Трою.

Николай Чубрик из Минска пытается повторить успех Шлимана на поприще русского эпоса. Он тоже бизнесмен, а не учёный, и былинами занялся неожиданно для себя, пытаясь докопаться до происхождения названия родной деревни Забердово. "Раскопки" завели далеко. Он убеждён, что родиной русского богатыря является белорусское село Карчёва и г.п. Мир.

Давно установлено, что предание об Илье, так хорошо известное в XVI веке в Киеве и Беларуси, в российской глубинке появилось гораздо позже. Письменное же упоминание о богатыре впервые появилось в 1574 г. в письме Кмиты Чернобыльского - старосты белорусского города Орши. Да и зовётся богатырь в древних текстах не Муромцем, а Муравцем, Моровлиным, Муравлениным. Поэтому делались настойчивые попытки привязать былину к городу Карачеву у Брянска и селу Моровску в Украине. Однако и здесь не сложилось. Далеко они друг от друга, а Моровск слишком близок к Киеву, чтобы поездка могла стать героической.

Новогород-Чернигов

С Троей было все похоже. Вот и Николай Чубрик взялся толковать былину буквально. Он предложил изменить в тексте лишь полслова и рассматривать не "город Чернигов", а "Новогород-Чернигов", т.е. столицу Черной Руси Новогородок, нынешний Новогрудок. От села Карчёва до Новогрудка «три скока лошади», как и написано в былине, до Киева - как раз 500 верст. Что удивительно, так это магическая сила этой простой гипотезы. Все дальнейшие детали похода из неё следуют автоматически. То, что невозможно было объяснить во всех иных вариантах, здесь объясняется легко и естественно. Это как некий морской узел, который только запутывался от всех попыток его развязать, а когда дёрнули за "правильную" ниточку, сам рассыпался.

Исследователь нарисовал карту с маршрутами движения героя. Действительно, "прямоезжая" дорожка из Чернигова в Киев через Брянск и Смоленск выглядит совершенно нереально. Как же в этом случае должна выглядеть дорожка "кружная"?. И что за "грязи великие" нашёл богатырь под Cмоленском, двигаясь, вообще-то, в Киев. Перебор вариантов Муром, Моровск или Моравия здесь ничего не меняет, пожалуй, только усугубляет. Ведь из Моравии в Чернигов ехать нужно… через Киев?!

Полесье - "великая грязь"

Правда, кроме Чернигова есть и другие варианты былины. Часто упоминают город Себеж и даже легендарный Китеж, но и тот маршрут на карте выглядит не лучше.

А ведь единственные достойные упоминания в былине грязи - это Полесье. На пути из Новогрудка в Киев эти болота ни обойти, ни объехать. Чернигов и Себеж находятся рядом с белорусскими землями. И упомянут богатырь впервые именно у нас. Почему же здесь не искали? Если же допустить, что богатырь едет из Новогрудка, то все становится на свои места. Илья едет через некие леса "Брынские", у "берёзы покляпой" и "славного креста Леванидова". Эти детали вообще иначе как эпосом не объясняют. В белорусском варианте "детали эпоса" находятся на карте. Объезжать Полесье далеко, да и в чужие земли вторгаться не следует. Поэтому Полесье лучше форсировать в самом узком месте, у... города Берёзы. Путь Илья идёт через "Кобрынскую" (по тексту былины - Брынкскую) пущу, петляя по холмам в болотах. Поэтому Берёза и названа "покляпой", значит кривой. Рядом с ней должен быть крест Леванидов. А это соседнее село Лявошки, у которого три рукава реки Ясельды стекаются в один. Нерукотворный крест прямо на пути богатыря, как же его не вспомнить в былине! А ещё русские богатыри истово защищают "калинов мост". Этот сюжет во многие сказки вошёл. Николай показывает на карту. Стратегическая переправа через топи в Калинковичах. По-другому враг здесь не пройдёт. Кто владеет переправой, тот контролирует ситуацию.

Но кто же может рваться в Киев с севера? А тот, кто штурмовал "Новогород-чернигов" и позже захватил всю Чёрную Русь. Это вовсе не татары, это язычники литовцы. Там три царевича упомянуты. Не татар же царевичами величают. К ним другие имена применяли.

Не татарин - балт

Белорусской след можно найти и в других легендах. Например, в былине об Идолище поганом. Считается, что Идолище - это татарин. Ну с чего татарина идолищем звать. Это характеристика язычника, поклоняющегося идолам. Русь приняла христианство, а Литва отвергла. Можно только представить, какие споры с обвинениями друг друга в бесовстве тогда велись!

Так значит - Мир и Карчёво? Но ведь говорят, мы с Литвой добровольно соединились, даже утверждают, что летописная Литва это и есть наши земли. А краевед-энтузиаст предъявляет доказательства обратного. В былине о "двух ливиках" племянники литовского "чимбаль-короля" идут тайком от дяди "русские земли пограбить, мужичков повырезать да церкви сжечь". И жгут следующие сёла: Славское, Переславское, Карачево, Красное и "наилучшее село Косоулицы". Потом их некий князь Роман Дмитриевич (он часто упоминается в былинах) настигает. Село Красное есть возле Кореличей, Славково у Несвижа, на обратном пути находятся Карчёва возле Городища и Косичи возле Свитязи. А в Новогрудке в то время сидел князь Роман Данилович. От Литвы до Несвижа 150 вёрст, а вот, к примеру, до города Карачева (возле Курска) - 600, а к селу Карачарову возле Мурома - вся тысяча. Так ведь они тайком от князя "Чимбаля" ходили. Не за 600 же вёрст. А кто же этот загадочный "Чимбаль"? Вероятно, Рингольд - отец Миндовга.

Вещий камень

А ещё есть былина о битве Ильи с сыном Сокольником. Илья когда-то "прижил" сына у камня Латыря. Тот вырос и едет сжечь Киев и церкви "на дым пустить". С ним никто справиться не может, и только Илья с трудом поверг на землю противника, в котором он и узнаёт своего сына. Почему же сын Ильи едет церкви жечь? А всё просто. Он вырос в Черной Руси у князя Миндовга. Он язычник и служит Литве. Русь ему чужая. Выходит, что камень-Латырь, упоминаемый в былине, находится в Черной Руси. А это тот самый "камень камням отец" из древних славянских легенд. Согласно им, камень находится в центре мира, и на нем стоит мировое древо. Значит легендарный камень-Латырь найден в Беларуси?

Улыбаясь, Николай отвечает:

- Это я Илью Муромца через камень-Латырь нашёл, а не наоборот. Камень-то вещий. Он многое открывает. Вот Китеж-град упоминался, а это калька с нашего Свитязь-града. Этот легендарный город рядом с Новогрудком был. Помните, кто на него напал? Рядом с деревней Карчёва лежит в лесу знаменитый "камень филаретов". Причём со стороны деревни Литаровщина. Вам слово "Латырь" в этом названии не слышно? Там целый букет языческих названий в топонимике. Только это уже другая история.

Получается, наши земли и есть самое сердце летописной Руси?

Источников несколько.

Sunday, September 26, 2010

Шчорсы

Это путешествие по Беларуси было 26 сентября 2010 года
Щорсы, (до Советов - Щерсы) - деревня в Новогрудском районе, известны с XVIII века из-за дворцового комплекса с большим парком и прудами.

Указатель на святой родник в Щорсах

Помнік прыроды
Шчорсаўская крынічка
Помнік прыроды
Шчорсаўская крынічка

Первое упоминание Щорсов в 1265 году было в связи с основанием Лавришевского монастыря князем Войшелком в деревне Лавришево недалеко от Щорсов.
Затем в 1471 году Щорсы записаны в Метрике ВКЛ как владение Хребтовичей.
Первое упоминание Хребтовичей в Городельской унии 1413 года.

Natural monument -  Holy spring  in Szczorsy
Хребтовичскими Щорсы были до советской оккупации 1939 года.
В XVII веке Хребтовичи скупили вокруг Щорсов у мелкой шляхты много соседних деревень и значительно расширили владения.
Хребтовичи в XVIII-начале XX веков владели Глубоким, Бешенковичами, имениями Щорсы в Новогрудском и Вишнево в Ошмянском уездах.
Прославились на весь мир Щорсы в следующем веке, когда владельцев здесь был Иоахим (Иаахим) Литавор Хребтович (1729-1812 года).
Иаахим Хребтович был маршалок трибунала ВКЛ с 1765, подканцлер литовский с 1773, один из организаторов Эдукационной комиссии, заведовал департаментом академии и школ ВКЛ.
Министр иностранных дел с 1791, канцлер ВКЛ в 1793.
Он с одинаковой легкостью слагал стихи на белорусском, польском и латинском языках. Его сын Адам (1768—1844) был участник восстания Костюшко 1794 года.

Lake in Szczorsy

Lake in Szczorsy
Озеро в Щорсах.
В Щорсах были многие известных деятелей культуры прошлого: поэты - Я. Чачот, А. Мицкевич, В. Сырокомля, историки - М. Малиновский, Ю. Ярошевич, И. Лелевель, И. Данилович, астроном М. Пачобут.

Street in Szczorsy

Street in Szczorsy
Улица в Щорсах.
Когда-то в Беларуси можно было безнаказанно фотографировать милицию

Памятник Ленину в Щорсах

Памятник Ленину в Щорсах

Памятник Великой Отечественной Войне

Щорсы. Памятник Великой Отечественной Войне

Szczorsy. Tower in forestry

Szczorsy. Tower in forestry
Щорсы. Вышка в лесничестве

Церковь Дмитрия Солунского

Щорсы. Церковь Дмитрия Солунского
В 1386 году в Щорсах была деревянная церковь святого великомученика Димитрия Солунского, в которой находилась его чудотворная икона.
По преданию, храм был построен по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтовичей в благодарность святому великомученику Димитрию за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами.
В 1758 году храм сгорел.
В 1770-1776 годах на свои средства графа Иоаким Хребтовича на месте старой деревянной церкви построил новый кирпичный униатский храм в виде корабля.
Проект был итальянских архитекторов Джузеппе Сакко, Карло Спампани и француза Якуба Габриэля.
После 1812 года в церкви находился чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1930-е годы церковь сильно пострадала от пожара, была восстановлена.
В годы Советской Власти и гонений, в конце 1950-х годов храм был закрыт, сначала был превращен в спортзал, потом - в склад зерна, и пришел в крайнее запустение.
В 1988 году храм был передан Московской Православной Церкви и восстановлен.

Усадьба Хребтовичей

Рисунок Наполеона Орды усадьбы Хребтовичей

Рисунок Наполеона Орды усадьбы Хребтовичей
Иоахим Литавор знаменит как инициатор строительства в Щерсах великолепного трехэтажного дворца в стиле позднего барокко, который стал центром дворцово-паркового ансамбля.
Архитекторы: Якуб Габриэль, Джузеппе Сакко и Карло Спампани работали над дворцовым комплексом Хрептовича в 1770—1776 годах.

Фото 1917 года усадьбы Хребтовичей

Фото 1917 года усадьбы Хребтовичей

Щорсы. Подвал усадьбы Хребтовичей

Щорсы. Подвал усадьбы Хребтовичей
Сегодня на месте, где находился дворец Хрептовича остались лищь фрагменты фундамента.

Szczorsy. Сhreptowicz Library

Szczorsy. Сhreptowicz Library Szczorsy. Сhreptowicz Library
Щорсы. Библиотека Хребтовичей.

Во дворце у владелеца И. Хрептовича была собрана большая коллекция древних рукописей, географических карт Беларуси, Жмуди и Польши, библиотека с редким собранием книг. У него хранилась переписка Богдана Хмельницкого с польскими гетманами, оригинал манифеста Хмельницкого к казакам, дневник польского посольства в Московии в 1686 году, дневник Марины Мнишек.
Фонды библиотеки составляли свыше 15 тысяч раритетов и рукописей.

The Chreptowicz Servants House

Szczorsy. The Chreptowicz Servants House
Щорсы. Дом слуг Хребтовичей
Иоахим Литавор Хрептович использовал любую представлявшуюся возможность для обогащения своей коллекции: скупил богатую библиотека римского кардинала, поступившую в продажу после его смерти, приобрел редкие издания основателя Варшавской публичной библиотеки, попавшие на рынок, после того, как Екатерина II отправила в ссылку их владельца - епископа Иосифа Залусского, купил библиотеки католических монастырей, ликвидированные в Галиции после ее присоединения к Австрии.
Агенты графа Хрептовича скупали книги сотнями по всей Европе.
Фото 1917 года библиотеки Хребтовичей
Во время гражданской войны, сюда на несколько лет сюда пришли большевики, имущество Щорсов было национализировано и библиотека была вывезена в глубь России, а затем передана Киевскому университету.
Сейчас белорусские культурные ценности украшают музеи Москвы и Петербурга. Сталин для покупки тракторов и хлеб для голодающих Поволжья, продавал исторические ценности на Запад.
Так в Англию и США попала часть богатства Щорсов.
Иоахим Литавор исколесил всю Европу в поисках наиболее рационального способа хозяйствования, изучал последние достижения науки того времени, в особенности интересовался сельским хозяйством.
Хребтович сформировал собственный подходы, синтез лучших идей из ученых-физиократов и просветителей, которые потом воплотил, реформировав хозяйство в Щерсовском имении.

Щорсы. Конюшня Хребтовичей. Руины

Щорсы. Конюшня Хребтовичей. Руины
После второй мировой все здания дворца, конюшни, где в XIX веке разводились племенные породы лошадей, передали в распоряжение местного колхоза, и до чего он все довел, видно на фото.

Дом для слуг Хребтовичей

Щорсы. Дом для слуг Хребтовичей
Хребтовичи переводили своих крестьян на абсолютно невиданные отношения для XVIII-XIX века. Здесь с их реформ зарождался капитализм. При Хребтовиче произошла отмена крепостного права местного масштаба, что опередило свое время на семьдесят с лишним лет, крестьяне становились арендаторами земли, и все работы по заказу графа, оплачивались деньгами.
Щорсы. Карэ служебных корпусов
Укрупнялись производство и мелкая торговля.
Крестьяне в Щорсах превратились в мелких и средних арендаторов-буржуа, и были очень богатыми в сравнении с остальными.
И отмена крепостного права в России в 1861 году для местных жителей уже ничего не значила, они фактически были свободными уже почти целый век.
И сейчас никто из старых людей не скажет плохого о "панах Хребтовичах".
В 1770 г. Щорсовское имение было самым крупным в ВКЛ.

Кузница Хребтовичей

Щорсы. Кузница Хребтовичей
В имении работали: винокурный завод, маслобойня, предприятия по производству кирпича, костяной муки для удобрения, дренажных труб, водяная лесопилка, три мельницы.

Щорсы. Коптильня Хребтовичей

Щорсы. Коптильня Хребтовичей
Несколько уцелевших помещений используются для размещения местной администрации, одно строение – как детский сад.

Мурованка Хребтовичей

Щорсы. Мурованка Хребтовичей
Здешнее поместье было знаменито вкуснейшим пивом и хлебом, которые продавали по Литве и в Кенигсберг. Туда же уходил и местный лес. Цены за товары из имения Хрептовичей давали гораздо выше биржевых.
Щорсы. Мурованка Хребтовичей
Щорсы. Мурованка Хребтовичей
На реке Неман Хребтовичи построили верфь, на ней строили маленькие судна – витины.
Щорсы. Мурованка Хребтовичей
В Щорсовских сыроварнях, трудились исключительно швейцарские мастера, которые изготавливали лучшие в Минской губернии сорта сыров, которые шли в Петербург.

Пруды Хребтовича

Щорсы. Пруд Хребтовича
В местных прудах было великолепно налажено рыбоводство.
Щорсы. Пруд Хребтовича
При Советской власти английский пейзажный парк площадью 40 га с более чем двустами породами растений превратился в дикий лес, а каскадная система прудов - в болото неестественной прямоугольной формы.

Дуб Мицкевича в Щорсах

Дуб Мицкевича в Щорсах
Под этим дубом, по преданию, поэт писал одно из своих произведений — поэму "Гражина".

Дуб Мицкевича на старой фотографии

Дуб Мицкевича на старой фотографии

Варыянты названий местечка: Щерсы, Шчорсы, Щорсы, Szczorse, Ščorsy, Shchorsy, Schorsy, Szczorsy